Preview

Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т)

Расширенный поиск

Трансформация политических функций любительского спорта в современной России (на примере развития медиафутбола)

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению нового феномена отечественного спорта  — медиафутбола. Этот вид любительского спорта набирает стремительную популярность в  России на фоне теряющего аудиторию профессионального футбола. Медиафутбол меняет отношение к спорту как его участников, так и болельщиков, следящих за ним. Поэтому один из исследовательских вопросов работы заключается в том, как развитие медиафутбола трансформирует традиционные политические функции спорта. Медиафутбол, результат низовой инициативы частных акторов, рассматривается в  статье как вызов гегемонии национального государства в  сфере спорта, которая всегда находилась под патронажем государства. При этом государство не мешает развитию индустрии, а даже помогает ей. Почему российские власти поддерживают развитие медиафутбола, разрушающего традиционную монополию государства в сфере спорта?

В исследовании используется качественная методология анализа документов и casestudy развития футбола и медиафутбола в России, высказываний экспертов, участников и спортивных чиновников. Также рассматривается динамика популярности этого вида футбола на основе эмпирических данных посещаемости матчей и просмотров тематических социальных сетей.

Через рассмотрение феномена популярности медиафутбола, взаимоотношений акторов медиаиндустрии и  государственных чиновников автор приходит к  выводу о  заключении нового общественного договора вокруг любительского спорта в  России: медиафутбол берет на себя часть функций профессионального футбола, а государство способствует его развитию. Эти функции заключаются в  распространении государственных нарративов, увеличении интереса к футболу и формировании «плюшевой» аудитории взамен политически опасным группировкам поддержки — ультрас. 

Об авторе

Д. В. Баранов
Российская академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления, факультет международных отношений и  политических исследований
Россия

Баранов Денис Владимирович, студент 3-го курса бакалавриата

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Абрашев, Н. Н. Особенности финансирования российских футбольных клубов: основные проблемы и методы их решения / Н. Н. Абрашев // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 81. – С. 120–143.

2. Быховская, И. М. Фандомы — сообщества цифровой эпохи: гибридная культура в околоспортивном измерении / И. М. Быховская, И. Ю. Люлевич // Социология власти. – 2018. – № 30 (2). – С. 40–54.

3. Бурдье, П. Как можно быть спортивным болельщиком? / Пьер Бурдье; пер. с англ. А. Смирнова // Логос. – 2009. – № 6 (73). – С. 99–113.

4. Гореликов, В. А. Влияние букмекерских компаний на российский рынок спонсорства в спорте / В. А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10, № 4. – С. 113–119.

5. Горохов, В. А. Национальные идентичности в глобальной спортивной культуре: вызовы Сочи-2014 для олимпийской команды России / В. А. Горохов // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. – № 5 (16). – С. 71–86.

6. Гуттман, А. От ритуала к рекорду: Природа современного спорта/ А. Гуттман / пер. с англ. под ред. В. Нишукова. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. – 304 c.

7. Дебор, Ги. Общество спектакля / Ги Дебор. Пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович. Ред. Б. Скуратов. Послесловие А. Кефал. – М.: Логос, 2000. – 184 с.

8. Калитько, И. И. Фанатские сообщества — бороться или возглавить? Политический потенциал современной фанатской культуры / И. И. Калитько // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2022. – № 12 (2). – С. 148–152.

9. Мальцев, В. Околофутбольный «Правый сектор» России. Откуда у русских ультрас промайданные настроения? / В. Мальцев // Вопросы национализма. – 2015. – № 2. – С. 14–18.

10. Марухин, А. П. Роль спорта в средневековой Европе / А. П. Марухин, Е. Н. Брюхачев // Вестник науки. – 2024. – № 9 (78). – С. 1–7.

11. Штейнберг, И. Е. Метод «длинного стола» в качественных полевых социологических исследованиях / И. Е. Штейнберг // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2021. – № 5. – С. 493–516.

12. Элиас, Н. Генезис спорта как социологическая проблема / Н. Элиас // Логос. – 2006. – № 6. – С. 51–57.

13. Couldry N., McCarthy A. (2004). MediaSpace: Place, Scale and Culture in a Media Age. – Routledge. – 320 p.

14. Edelman R. (2009). Spartak Moscow: A History of the People’s Team in the Workers’ State. – Ithaca: Cornell University Press. – 346 p.

15. García C. (2012). Nationalism, Identity, and Fan Relationship Building in Barcelona Football Club // International Journal of Sport Communication. – No. 5(1). – Pp. 1–15.

16. Krugliak M., Krugliak O. (2017). The unlikely alliance of Ukrainian football ultras // Football Fans, Rivalry and Cooperation. – Wisconsin International University (USA). – Pp. 170–184.


Рецензия

Для цитирования:


Баранов Д.В. Трансформация политических функций любительского спорта в современной России (на примере развития медиафутбола). Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2025;11(3 (31)):15-26.

For citation:


Baranov D.V. The Transformation of the Political Functions of Amateur Sports in Modern Russia (Using the Example of Media Football Development). Novelty. Experiment. Traditions (N.Ex.T). 2025;11(3 (31)):15-26. (In Russ.)

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-3625 (Online)