Гегемония традиции: часть 2. Феномен маскулинности в запросах пользователей рунета
Аннотация
Целью исследования выступает сопоставление популярных мужских образов, представленных в русскоязычной массовой культуре и запросы пользователей рунета относительно темы маскулинности. Объектом исследования выступают образы маскулинности, представленные в современном русскоязычном медиа-контенте. Для количественного анализа эмпирического материала проводился анализ пользовательских поисковых запросов с использованием инструментария Яндекс.Wordstat, позволяющий выявить частотность и семантическое ядро запросов, связанных с понятием маскулинности. Результаты исследования свидетельствуют о трансформации представлений о мужественности в российском общественном сознании, где традиционные стереотипы сосуществуют с новыми, более инклюзивными формами, представление о «норме» трансформируется. Анализ пользовательских запросов указывает на растущий интерес к проблеме токсичной маскулинности и поиску альтернативных моделей поведения. Перспективными направлениями будущих исследований являются: оценка влияния традиционных и новых представлений о мужественности на формирование межличностных отношений, а также проверка гипотезы о корреляции между традиционной маскулинностью и склонностью к проявлению насилия в различных формах.
Об авторах
Д. В. ЖарковаРоссия
Жаркова Дарья Владимировна, студентка 4-го курса бакалавриата
Санкт-Петербург
А. В. Зайцева
Россия
Зайцева Анна Вячеславовна, студентка 4-го курса бакалавриата
Санкт-Петербург
Д. М. Попова
Россия
Попова Диана Михайловна, студентка 3-го курса бакалавриата
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Жаркова, Д. В. Гегемония традиций: часть 1. Образы маскулинности в популярном русскоязычном кинематографе и музыкальных хитах / Д. В. Жаркова, А. В. Зайцева, Д. М. Попова // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). – 2025. – № 1 (29). – С. 16– 30.
2. Кон, И. С. Маскулинность в меняющемся мире / И. С. Кон // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. – 2011. – Т. 3. – № 2011-1.
3. Манович, Л. Что такое культурная аналитика? / Л. Манович // Шаги/Steps. – 2017. – Т. 3. – № 2. – С. 8–19.
4. Муратова, Е. А. Методы внутренней и внешней поисковой оптимизации сайта / Е. А. Муратова // Московский экономический журнал. – 2019. – № 9. – C. 628–634.
5. Хитрук, Е. Б. Концепция гегемонной маскулинности в теории Рэйвин Коннелл: от XX к XXI / Е. Б. Хитрук // Социологический журнал. – 2017. – № 4. – С. 8–30.
6. Шилова, Т. А. Гендерные стереотипы в ресурсах сети Интернет / Т. А. Шилова // Женщина в российском обществе. – 2004. – № 1-2. – С. 34–42.
7. Andreevskikh O., Muravyeva M. (2021) Doing Gender Online: Digital Spaces for Identity Politics // The Palgrave Handbook of Digital Russia Studies. – Cham: Palgrave Macmillan. – Pp. 1–22. – https://doi.org/10.1007/978-3-030-42855-6_12
8. Baker P. (2014) Using corpora to analyze gender // Bloomsbury Publishing. – 2nd ed. – 224 p. – https://doi.org/10.1075/ijcl.19.4.06kre
9. Changsoo L. (2019) How are ‘immigrant workers’ represented in Korean news reporting? A text mining approach to critical discourse analysis // Digital Scholarship in the Humanities. – Vol. 34, Iss. 1. – Pp. 82–99. – https://doi.org/10.1007/s12134-019-00684-x
10. Fiske J. (2010) Understanding popular culture: [монография] – 2nd ed. – London: Routledge. – 232 p. – https://doi.org/10.4324/9780203837177
11. Gooding P., Terras M., Warwick C. (2013) The myth of the new: mass digitization, distant reading, and the future of the book / P. Gooding, // Literary and Linguistic Computing. – Vol. 28, Iss. 4. – Pp. 629–639. – https://doi.org/10.1093/llc/fqt051
12. Harrington C. (2021) What is “toxic masculinity” and why does it matter? // Men and masculinities. – Vol. 24, Iss. 2. – Pp. 345–352. – https://doi.org/10.1177/1097184X20943254
13. Harvey R. (2020) Twitter reactions to the UN’s #HeForShe campaign for gender equality: A corpus-based discourse analysis // Journal of Corpora and Discourse Studies. – Vol. 3. – Pp. 31–50. – https://doi.org/10.18573/jcads.12
14. Mautner G. (2009) Checks and balances: how corpus linguistics can contribute to CDA // Methods of Critical Discourse Analysis. – London: SAGE. – Pp. 122–143. – https://doi.org/10.3366/cor.2019.0169
15. Wiens B., Rueck S., Roberts-Smith J., Radzikowska M., MacDonald S. (2020) Materializing Data: New Research Methods for Feminist Digital Humanities // Digital Studies/Le champ numérique. – Vol. 10, No. 1. – Pp. 1–22. – https://doi.org/10.16995/dscn.373
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Жаркова Д.В., Зайцева А.В., Попова Д.М. Гегемония традиции: часть 2. Феномен маскулинности в запросах пользователей рунета. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2025;11(2 (30)):36-51.
For citation:
Zharkova D.V., Zaitseva A.V., Popova D.M. The Hegemony of Tradition: Part 2. The Phenomenon of Masculinity in the Requests / Search Queries of Web Users. Novelty. Experiment. Traditions (N.Ex.T). 2025;11(2 (30)):36-51. (In Russ.)