Трансформация политических функций любительского спорта в современной России (на примере развития медиафутбола)
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению нового феномена отечественного спорта - медиафутбола. Этот вид любительского спорта набирает стремительную популярность в России на фоне теряющего аудиторию профессионального футбола. Медиафутбол меняет отношение к спорту как его участников, так и болельщиков, следящих за ним. Поэтому, один из исследовательских вопросов работы заключается в том, как развитие медиафутбола трансформирует традиционные политические функции спорта?
Медиафутбол, как результат низовой инициативы частных акторов. рассматривается в статьи как вызов гегемонии национального государства в сфере спорта, которая всегда находилась под патронажем государства. При этом, государство не мешает развитию индустрии, а даже помогает ей. Почему российские власти поддерживают развитие медиафутбола, разрушающего традиционную монополию государства в сфере спорта?
Через рассмотрение феномена популярности медиафутбола, взаимоотношений акторов медиа-индустрии и государственных чиновников, автор приходит к выводу о заключении нового общественного договора вокруг любительского спорта в России: медиафутбол берет на себя часть функций профессионального футбола, а государство способствует его развитию. Эти функции заключаются в распространении государственных нарративов, увеличении интереса к футболу и формировании «плюшевой» аудитории взамен политически опасным группировкам поддержки - ультрас.
Ключевые слова*
Об авторе
Денис Владимирович БарановРоссия
Студент-политолог бакалавриата факультета международных отношений и политических исследований СЗИУ РАНХиГС.
Список литературы
1. Дебор, Ги. Общество спектакля. Пер. с фр. С. Офертас и М. Якубович. Ред. Б. Скуратов. Послесловие А. Кефал. М.: Издательство “Логос” – 2000. - 184 с.
2. Бурдье П. Как можно быть спортивным болельщиком? / Бурдье Пьер; перевод с английского А. Смирнова // Логос. - 2009. - № 6 (73). - С. 99 - 113.
3. Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос. - 2006. - №6. - С. 51-57.
4. Марухин А.П., Брюхачев Е.Н. Роль спорта в средневековой Европе // Вестник науки. - 2024. - №9 (78). - С. 1-7.
5. Горохов В.А. Национальные идентичности в глобальной спортивной культуре: вызовы Сочи-2014 для олимпийской команды России // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2013. - №5 (16). - С. 71-86.
6. Калитько И.И. Фанатские сообщества — бороться или возглавить? Политический потенциал современной фанатской культуры. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. – 2022. - №12 (2): С. 148-152.
7. García, C. Nationalism, Identity, and Fan Relationship Building in Barcelona Football Club. // International Journal of Sport Communication. – 2012. - №5(1), P. 1–15
8. Spartak Moscow: A History of the People's Team in the Workers' State. By Robert Edelman. Ithaca: Cornell University Press, 2009 – p. 346
9. Абрашев Н.Н. Особенности финансирования российских футбольных клубов: основные проблемы и методы их решения // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - №81. - С. 120-143.
10. Гореликов, В.А. Влияние букмекерских компаний на российский рынок спонсорства в спорте / В.А. Гореликов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2022. – Т. 10, № 4 – С. 113-119.
11. Гуттман А. От ритуала к рекорду: Природа современного спорта / пер. с англ. под ред. В. Нишукова. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. – 304 c.
12. Штейнберг И.Е. Метод «длинного стола» в качественных полевых социологических исследованиях //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 493—516.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Баранов Д.В. Трансформация политических функций любительского спорта в современной России (на примере развития медиафутбола). Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2025;11(3 (31)).
                    
                                                 









            