Тирания и порядок в трагедиях Софокла
Аннотация
Статья посвящена анализу проблемы тирании и порядка в трагедиях Софокла на примере произведений «Царь Эдип» и «Антигона». Основной исследовательский вопрос данной работы заключается в том, как понимался термин «тиран» Софоклом и его современниками? Автор исследует трактовку термина «тиран» в древнегреческом контексте, отличающуюся от более позднего платоновского восприятия, с акцентом на нарушение номоса — установленного космического порядка. Исследование опирается на методологию Кембриджской школы понятий, которая акцентирует внимание на значении терминов в историческом контексте их употребления, раскрытии оценочных установок и анализе речевых актов, в которых используются понятия.
Показывается, что герои Эдип и Креонт, имевшие легитимное происхождение и благие намерения, рассматриваются как тираны вследствие нарушения ими неписаных традиционных законов, регулирующих гармонию полиса. В работе доказывается, что в трагедиях нашли отражение общественно-политические процессы, протекавшие в древнегреческих полисах того времени: разложение традиционного порядка, утрата инстинктивной связи с космосом и переход к «светским» законам. Демонстрируется связь между этими процессами и их осмыслением современниками Софокла, что проявилось в столкновении двух школ мысли: софистов и сократиков. В статье проясняется контекст идей софистов и их роль в развитии концепции конвенциональности законов и морали, противопоставляемых номосу.
В данной работе автор предлагает новую трактовку термина «тиран», которая воспринимается не как негативная, а как нейтральное указание на факт нарушения космических законов. Проведенное исследование дополняет дискуссию о греческом трагедийном каноне и логике полисной жизни, что позволяет дать более корректное понимание политического смысла трагедии.
тирания; Софокл; Эдип; Креонт, номос; полис; космос; софисты
Об авторе
Н. Н. КостелевРоссия
Костелев Николай Николаевич, студент 3-го курса бакалавриата, факультет международных отношений и политических исследований,
Санкт-Петербург.
Список литературы
1. Баженова Е. А. Истоки естественно-правового мышления в идеях древнегреческих софистов: Протагор и Антифон / Е. А. Баженова // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2019. – Т. 14, № 1. – С. 9–33.
2. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Искусство, 1969. – Т. 2. – 326 с.
3. Гринцер Н. П. Политический смысл «Эдипа-царя»: нужен ли ответ на вечный вопрос? / Н. П. Гринцер // Шаги / Steps. – 2017. – Т. 3, № 4. – С. 76–92.
4. Дилите Д. Античная литература / Д. Дилите. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2003. – 348 с.
5. Емельянов А. С. Смерть Сократа: ключевые философские интерпретации / А. С. Емельянов // Антиномии. – 2021. – Т. 21, № 2. – С. 25–44.
6. Жданов П. С. Понятие «закона» в контексте греческого мировоззрения VI–IV веков до н. э. / П. С. Жданов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2014. – № 3 (314). – С. 188–205.
7. Забудская Я. Л. Политический аспект в рецепции мифа об Эдипе / Я. Л. Забудская // Шаги / Steps. – 2017. – Т. 3, № 4. – С. 93–106.
8. Платон. Государство / Пер. с древнегреч. А. Н. Егунова. Вступ. ст. Е. Н. Трубецкого. Коммент. В. Ф. Асмуса. Примеч. А. А. Тахо-Годи. – М.: Академический проект, 2015. – 398 с. (Философские технологии).
9. Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1 // Философское наследие. Т. 112. Академия Наук СССР, Институт философии. – М.: Мысль, 1990.
10. Рощин Е. История понятий Квентина Скиннера / Е. Рощин // Полис. – 2006. – № 3. – C. 150–158.
11. Торубарова Т. В. Идея космофизического порядка в контексте самоопределения человеческого бытия (античность) / Т. В. Торубарова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2021. – № 4. – С. 120–125.
12. Эсхил, Софокл, Еврипид. Античные трагедии: пер. с древнегреч. – М.: Эксмо, 2024. – 672 с.
13. Carey C. (1986). The Second Stasimon of Sophocles’ Oedipus Tyrannus // The Journal of Hellenic Studies. – Vol. 106. – Pp. 175–179.
14. Knox Bernard M. W. (1954). Why Is Oedipus Called Tyrannos? // The Classical Journal. – Vol. 50. No. 3. – Pp. 97–130.
15. Malinowski B. (1932) / Crime and Custom in Savage Society // London: Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., LTD. New York: Harcourt, Brace and Company. – 176 p.
16. Parker V. (1998). Τύραννος. The Semantics of a Political Concept from Archilochus to Aristotle // Hermes. – Vol. 126. No. 2. – Pp. 145–172.
17. Stewart E. (2021). The Tyrant’s Progress: The Meaning of ΤΥΡΑΝΝΟΣ in Plato and Aristotle // Polis: The Journal for Ancient Greek and Roman Political Thought. – No. 38 (2). – Pp. 208–236.
18. Wohl V. (2002). Love among the Ruins: The Erotics of Democracy in Classical Athens. – New Jersey: Princeton University Press. – 336 p.
19. Winnington I. (1980). Sophocles: An Interpretation. – Cambridge; New York: Cambridge University Press. – 346 p.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Костелев Н.Н. Тирания и порядок в трагедиях Софокла. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2024;10(4 (28)):6-15.
For citation:
Kostelev N.N. Tyranny and Order in Sophocles' Tragedies. Novelty. Experiment. Traditions (N.Ex.T). 2024;10(4 (28)):6-15. (In Russ.)