Некоторые возможности применения искусственного интеллекта в сфере образования в Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматриваются различные аспекты внедрения искусственного интеллекта в образовательную сферу, систематизация информации и прогнозирование возможностей его применения, а также практические примеры успешного внедрения искусственного интеллекта в образовательные процессы. Проанализированы положительные стороны использования искусственного интеллекта в образовании, представлены проблемы и вызовы, сопутствующие повсеместному внедрению искусственного интеллекта в сферу образования в Российской Федерации.
Сделаны выводы, что искусственный интеллект широко применяется в образовательной сфере в Российской Федерации в разных областях, регулируется и стимулируется на государственном уровне, является перспективным направлением, разработка и внедрение технологий которого будут активно проводиться в ближайшем будущем.
Ключевые слова*
Об авторе
Я. Г. КочановаРоссия
Кочанова Яна Глебовна, студентка 3-го курса бакалавриата факультет государственного и муниципального управления
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Алёхина И. С. Информационные технологии при подготовке кадров: возможности границы преподавания дисциплины «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС [Электронный ресурс]. – 2020. – № 1. – С. 12–25. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44438092 (дата обращения: 24.08.2024).
2. Амиров Р. А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования / Р. А. Амиров, У. М. Билалова // Управленческое консультирование [Электронный ресурс]. – 2020. – № 3. – С. 80–88. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-vnedreniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-sfere-vysshegoobrazovaniya (дата обращения: 24.08.2024).
3. Гаврилова Ю. В. Социальные ожидания внедрения технологий искусственного интеллекта в образовании (на материалах анкетного опроса студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана) / Ю. В. Гаврилова, И. Е. Моторина, Т. Е. Павлова // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования [Электронный ресурс]. – 2022. – № 1. – С. 20–25. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-ozhidaniya-vnedreniya-tehnologiyiskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii-na-materialah-anketnogo-oprosa-studentov-mgtu (дата обращения: 24.08.2024).
4. Гаркуша Н. С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов / Н. С. Гаркуша, Ю. С. Городова // Профессиональное образование и рынок труда [Электронный ресурс]. – 2023. – № 1 (52). – С. 6–23. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-vozmozhnosti-chatgpt-dlya-razvitiyakognitivnoy-aktivnosti-studentov (дата обращения: 24.08.2024).
5. Даггэн С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / С. Даггэн; ред. С. Ю. Князева; пер. с англ. А. В. Паршакова. – М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. – 2020. – 45 с. – URL: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/12/Steven_Duggan_AI-in-Education_2020_RUS.pdf (дата обращения: 24.08.2024.)
6. Карапетян Д. В. Перспективы использования искусственного интеллекта в государственном управлении // Формула менеджмента [Электронный ресурс]. – 2020. – № 1 (12). – С. 11–16. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivyispolzovaniyaiskusstvennogo-intellekta-v-gosudarstvennom-upravlenii (дата обращения: 24.08.2024).
7. Карнаух В. К. Цифровизация образования: антропологический подход // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС [Электронный ресурс]. – 2020. – № 1. – С. 51–58. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44438097 (дата обращения: 24.08.2024).
8. Кончагина Т. И. Перспектива применения технологии NFT в верификации индивидуально-образовательных курсов // Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т) [Электронный ресурс]. – 2023. – № 1 (21). – С. 20–31. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50734076 (дата обращения: 14.09.2024).
9. Орлова И. С. Онлайн-обучение в вузе / И. С. Орлова, Г. М. Цинченко // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС [Электронный ресурс]. – 2020. – № 1. – С. 122–128. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44438106 (дата обращения: 24.08.2024).
10. Писаренко М. С. К вопросу об искусственном интеллекте и его сущности // Вопросы российской юстиции [Электронный ресурс]. – 2020. – № 10. – С. 44–54. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-iskusstvennom-intellekte-i-ego-suschnosti (дата обращения: 24.08.2024).
11. Пчелинцева Н. В. Технологии искусственного интеллекта в образовании: проблемы и перспективы развития / Н. В. Пчелинцева, Н. В. Картечина, Р. Н. Абалуев // Наука и образование [Электронный ресурс]. – 2023. – № 1. – С. 1–8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii-problemy-i-perspektivyrazvitiya (дата обращения: 24.08.2024).
12. Соколов Н. В. Искусственный интеллект в образовании: анализ, перспективы и риски в РФ / Н. В. Соколов, В. Г. Виноградский // Проблемы современного педагогического образования [Электронный ресурс]. – 2022. – № 76–2. – С. 166–169. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-analiz-perspektivy-iriski-v-rf (дата обращения: 24.08.2024).
13. Целик М. С. Особенности прокторинга в современных образовательных процессах / М. С. Целик, Т. А. Иванилов // Россия: тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. – 2023. – № 18–2. – С. 451–453. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proktoringa-v-sovremennyh-obrazovatelnyh-protsessah (дата обращения: 24.08.2024).
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Кочанова Я.Г. Некоторые возможности применения искусственного интеллекта в сфере образования в Российской Федерации. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2024;10(3 (27)):25-32.
For citation:
Kochanova Ya.G. Some possibilities of using artifi cial intelligence in the fi eld of education in the Russian Federation. Novelty. Experiment. Traditions (N.Ex.T). 2024;10(3 (27)):25-32. (In Russ.)