Высшее образование как ресурс «мягкой силы» России в новых геополитических условиях. Часть 2: практический кейс
Аннотация
В первой части статьи (доступной по ссылке https://www.nxtjournal.ru/jour/article/view/442) автором был проведен анализ литературных источников и поставлена проблема.
Во второй части статьи, посвященной «мягкой силе» высшего образования, анализируется кейс России: опыт использования «мягкой силы» в новейшей истории (c 2000-х гг.) и перспективы развития после начала специальной военной операции (после 24 февраля 2022 г.). Информационно-аналитической основой исследования послужили такие статистические базы, как Wissenschaft Weltoffen, ОЭСР, Project Atlas и ЮНЕСКО, а также доклады Россотрудничества и Высшей школы экономики. Основной вывод исследования состоит в том, что, хотя концепция «мягкой силы» является относительно новой в России, потенциал «мягкой силы» высшего образования активно используется в качестве политико-идеологического инструмента в борьбе с неолиберальными государствами за культурное и цивилизационное превосходство на мировой арене, что особенно прослеживается после февраля 2022 г. Россия кардинально пересмотрела свою гуманитарную политику в образовательной сфере и перешла от сотрудничества с западноевропейскими странами к налаживанию и укреплению межгосударственных отношений в образовательной сфере со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, исламского мира и Африки.
По итогу исследования автором разработаны рекомендации по расширению влияния России на международной арене посредством использования российской «мягкой силы» высшего образования: предлагается увеличивать финансирование данной социальной сферы, создать службу академических обменов на основе ассоциации российских университетов, привлекать зарубежных специалистов для внедрения лучших образовательных практик и имплементировать лицензированные программы на иностранных языках с целью расширения целевой аудитории высшего образования.
Ключевые слова*
Об авторе
Л. А. СавельчевРоссия
Савельчев Леонид Александрович, факультет международных отношений и политических исследований, студент 2-го курса магистратуры
Санкт- Петербург
Список литературы
1. Великая А. А. Современная мировая политика: учебник / Ред. коллегия: С. C. Жильцов, М. А Неймарк, О. Г. Карпович; Дипломатическая академия МИД России. М.: Проспект, 2023. 600 с.
2. Ковба Д. М. Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы» / Д. М. Ковба, Е. Г. Грибовод. Образование и наука, 2019. № 21 (10). C. 9–31.
3. Лебедева М. М. Высшее образование как потенциал «мягкой силы» России / М. М. Лебедева, Ж. Фор / Вестник МГИМО, 2009. № 6. С. 200–205. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-kak-potentsial-myagkoy-sily-rossii (дата обращения: 14.05.2023).
4. Мартыненко О. О., Жукова Н. В. Управление академической мобильностью в вузах. Университетское управление: практика и анализ, 2008. № 1. C. 65–75. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/836?locale=ru_RU (дата обращения: 13.05.2023).
5. Матевосян А. Т. Мягкая сила Российской Федерации в сфере высшего образования (на примере Армении). Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2022. № 2. С. 56–68. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/509568966/?ysclid=lhnjrk7hp7739759 (дата обращения: 14.05.2023).
6. Рустамова Л. Р. Мягкая сила и публичная дипломатия: учебное пособие / Л.Р. Рустамова. М.: КНОРУС, 2021. 252 c.
7. Савельчев Л. А. Высшее образование как ресурс «мягкой силы» России в новых геополитических условиях. Часть 1: литературный обзор и постановка проблемы. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т), 2023. T. 9. № 3. Вып. 23. C. 48-55. URL: https://www.nxtjournal.ru/jour/article/view/442 (дата обращения: 01.12.2023).
8. Савельчев Л. А. О восприятии России как образовательного направления студентами немецкого университета. Управленческое консультирование, 2023. № 5. C. 129– 145. URL: https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-5-129-145 (дата обращения: 15.06.2023).
9. Табаринцева-Романова К. М. Международное гуманитарное сотрудничество: зарубежные подходы к изучению и реализации / Comparative Politics Russia, 2021. № 12 (4). C. 31–46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoegumanitarnoe-sotrudnichestvo-zarubezhnye-podhody-k-izucheniyu-i-realizatsii (дата обращения: 14.05.2023).
10. Таланов С. Л. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России / C. Л. Таланов, А. В. Гаврилов. Вестник высшей школы. Серия: Философия и социология. 2017. № 6. С. 24–30. URL: http://cdn.scipeople.ru/materials/41144/Научная%20статья%20Таланов%20Гаврилов.pdf (дата обращения: 14.05.2023).
11. Шмидт С. Ф. Конфронтационная трактовка «мягкой силы»: трансформация американской концепции в России. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2022. № 39. С. 22–36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfrontatsionnaya-traktovka-myagkoy-silytransformatsiya-amerikanskoy-kontseptsii-v-rossii?ysclid=lhgco28s6s258643743 (дата обращения: 14.05.2023).
12. Ageeva V. D. The Rise and Fall of Russia’s Soft Power. Russia in Global Affairs, 2021. No. 1. URL: https://eng.globalaffairs.ru/articles/rise-fall-russias-soft-power/?ysclid=lgno2aaqi1291317582 (дата обращения: 14.05.2023).
13. Lomer S. Soft power as a policy rational for international education in the UK: a critical analysis. Higher Education. 2017. Vol. 74. № 4. P. 581-598. URL: https://doi.org/10.1007/s10734-016-0060-6 (дата обращения: 06.07.2023).
14. Nye J. S. How Sharp Power Threatens Soft Power: The Right and Wrong Ways to Respond to Authoritarian Influence. Foreign Affairs, 2018. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2018-01-24/how-sharp-power-threatens-soft-power (дата обращения: 13.05.2023).
15. Nye J. S. Soft Power and Higher Education. Forum for the Future of Higher Education (Archives). International, Policy and Law, 2005. URL: https://library.educause.edu/resources/2005/1/soft-power-and-higher-education (дата обращения: 14.05.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Савельчев Л.А. Высшее образование как ресурс «мягкой силы» России в новых геополитических условиях. Часть 2: практический кейс. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2023;9(4 (24)):79-91.
For citation:
Savelchev L.А. Higher Education as a Resource of Russia’s “Soft Power” under the New Geopolitical Conditions. Part 2: a case-study. Novelty. Experiment. Traditions (N.Ex.T). 2023;9(4 (24)):79-91. (In Russ.)