Взрослые знают лучше? Оценка эффективности программ социализации подростков
Аннотация
В статье рассматривается процесс социализации подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в подростковых центрах, созданных в рамках проекта Федерального центра развития программ социализации подростков. Целью данной работы является представление результатов проведенного социологического исследования по оценке программ, представляющих новую концепцию увеличения осведомленности о возможных методах организации подростковых пространств. Также проанализированы «белые пятна», снижающие эффективность этих программ, на основе чего приведены рекомендации по созданию новых из них. Для развития федеральной программы была проанализирована 141 программа, направленная на социализацию подростков. В исследовании используются такие методы, как контент-анализ и экспертная панель. В ходе работы было выявлено, что существенное влияние на качество и эффективность программ социализации оказывает неравенство и эйджизм по отношению к подросткам со стороны специалистов-разработчиков. Теоретическая модель исследования включает в себя теорию Р. Ольденбурга о «третьем месте».
Ключевые слова*
Об авторах
П. Д. ВоробьеваРоссия
Воробьева Полина Дмитриевна, студентка 3-го курса бакалавриата факультета социологии
Санкт-Петербург
Т. С. Машаро
Россия
Машаро Таисия Сергеевна, студентка 2-го курса бакалавриата факультета психологии
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Калабихина И. Е. Развитие процесса участия детей в России: к итогам реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» // Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: современное состояние, проблемы и перспективы : материалы междунар. науч. конф., 09–11 октября 2019 г. — Владивосток : Астерион, 2019. — С. 35–40.
2. Либель М. Эдалтизм и дискриминация детей по возрастному признаку // Защита детей от дискриминации : междисциплинарное учебное пособие. — Tartu : University Press of Estonia, 2014. — С. 127–153.
3. Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус : тематический словарь-справочник. — М. : Российское общество социологов, 2018. — 638 с.
4. Agoglia I. S., Garcia-Quiroga M. Too Vulnerable to Participate? Challenges for Meaningful Participation in Research with Children in Alternative Care and Adoption // International Journal of Qualitative Methods. — 2020. — Т. 19. — P. 1–11.
5. Kashina M. Fatherhood Escape as a Significant Feature of the Gender Contract of Russian Men // International Journal of Sociology and Social Policy. — 2020. — P. 1058–1071.
6. McPherson L. [et al.]. What Does Research Tell Us about Yo un g People’s Participation in Decision Making in Residential Care : a Systematic Scoping Review // Children and Youth Services Review. — 2021. — Т. 122. — P. 105–199.
7. Oldenburg R. The Great Good Place: Cafe, Coffee Shops, Community Centers, Beauty Parlors, General Stores, Bars, Hangouts, and How They Get You Through the Day. — New York : Paragon House, 1989. — 372 p.
8. Soheil D., Zarghi N. Evidence-Based Social Sciences: a New Emerging Field // European Journal of Social Science Education and Research. — 2018. — № 5(2). — P. 207–211.
9. Ten Brummelaar M. D. C. [et al.]. Participation of Youth in Decision-making Procedures during Residential Care : a Narrative Review // Child & Family Social Work. — 2018. — Т. 23. — № 1. — С. 33–44.
10. Van Bijleveld G. G., Dedding C. W. M., Bunders-Aelen J. F. G. Children’s and Young People’s Participation within Child Welfare and Child Protection Services : a State-of-theart Review // Child & Family Social Work. — 2015. — Т. 20. — №. 2. — С. 129–138.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Воробьева П.Д., Машаро Т.С. Взрослые знают лучше? Оценка эффективности программ социализации подростков. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2024;10(1 (25)):6-14.
For citation:
Vorobeva P.D., Masharo T.S. Do Adults know better? Evaluating the Effectiveness of Adolescent Socialization Programs. Novelty. Experiment. Traditions (N.Ex.T). 2024;10(1 (25)):6-14. (In Russ.)