Специфика вербального и визуального компонентов креолизованного (поликодового) текста социальной рекламы о донорстве крови
Аннотация
Актуальность исследования определяется возрастающей ролью социальной рекламы как эффективного инструмента развития гражданского общества, который активно используют сейчас многие государственные и негосударственные организации. Объектом исследования является текст социальной печатной рекламы о донорстве крови, в котором содержание и прагматика формируются взаимосвязанными вербальными и визуальными знаками. Лингвистическое описание текста сочетается с семиотическим анализом визуального ряда в рекламе. Новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении вербального и невербального компонентов рекламы донорства крови с позиций оптимальной организации коммуникативного и прагматического посыла. Цель статьи — описать эффективные модели реализации основных функций разных семиотических элементов социальной рекламы о донорстве крови. В качестве основных использованы общенаучные методы наблюдения, сопоставления, классификации, общефилологический метод интерпретации, а также лингвосемиотический и дискурсивный анализ.
Результаты. Оптимальными для вербального компонента рекламы являются лаконичная и однозначная формулировка основного посыла и поддержка сильным аргументом (апелляция к ценности жизни и здоровья, отождествление донации с героизмом, помощью), для невербального компонента — визуализация аргумента (изображение крови, героя, символы жизни и здоровья или помощи). Перспективно использование аргумента к авторитету (изображение в рекламе сдающих кровь медийных личностей, лидеров мнений для определенной целевой аудитории).
Ключевые слова*
Об авторе
Ю. П. ВеликоднаяРоссия
Великодная Юлия Павловна, студент 4-го курса факультета социальных технологий СЗИУ РАНХиГС
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Вайгандт К. Э. Поликодовая метафоризация в текстах социальной рекламы // Неофилология. 2018. Т. 4. № 14. С. 25–32.
2. Дмитриева Л. М. Социальная реклама [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью» / Л. М. Дмитриева [и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. URL: http://www.iprbookshop.ru/81676.html (дата обращения: 15.11.2019).
3. Елина Е. А. Семиотика рекламы : учебное пособие / Е. А. Елина. 2-е изд. М. : Дашков и Ко, 2016. С. 78.
4. Орловецкая А. Донорство крови как социальная практика: российская специфика // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 1. С. 7–20.
5. Терских М. В. Взаимодействие вербального и визуального компонентов в метафоризированных текстах социальной рекламы // Гуманитарные исследования. 2017. № 3 (16). С. 76–84.
6. Шомова С. А. Шоковые технологии современной рекламы // Медиаскоп. 2011. Вып. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/946#5 (дата обращения: 31.12.2019).
7. Юрьева Е. В. Слоган социальной рекламы как субжанр рекламного дискурса // Вестник ВолГУ. Серия 2. Языкознание. 2016. Т. 15. № 4. С. 114–121.
Рецензия
Для цитирования:
Великодная Ю.П. Специфика вербального и визуального компонентов креолизованного (поликодового) текста социальной рекламы о донорстве крови. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2020;6(1):13-18.
For citation:
Velikodnaya Yu.P. Specifics of the Verbal and Visual Components of Creolized (polycode) Text of Social Advertising about Blood Donation. Novelty. Experiment. Traditions (N.Ex.T). 2020;6(1):13-18. (In Russ.)